Как определить эмоциональный интеллект (EQ) сотрудника по почерку и можно ли его развить?
В последнее время многие крупные компании уделяют большое внимание развитию эмоционального интеллекта (EI) своих сотрудников и вкладывают в программы обучения огромные средства. И неспроста. Давно доказано, что EQ играет более важную роль для производительности и здоровой корпоративной культуры, чем всем известный IQ – ментальный интеллект.
В чем же секрет эмоционального интеллекта? Что он из себя представляет? Чем EQ отличается от IQ? Каждый ли человек может его развить? И, самое главное, какие признаки почерка могут рассказать об уровне EQ?
Об авторе: Ирина Бухарева – дипломированный эксперт-графолог, руководитель Центра изучения почерка «Современная Графология», эксперт на радио и ТВ. Автор проекта HRGF – «Графология для HR и бизнеса». Обучает психологов, тренеров и HR-специалистов графологическому тестированию по авторской методике. Говоря об интеллекте, обычно мы подразумеваем именно ментальный интеллект (IQ), то есть способность анализировать, рассуждать, абстрактно мыслить, пользоваться языком, представлять и понимать. Важно так же знать, что познавательные способности и особенности мышления не ограничиваются только лишь ментальным интеллектом.
Виды интеллекта
Существует очень много разновидностей интеллекта. Так, известный психолог Джой Пол Гилфорд выявил около 120 различных видов. В работах других авторов особо выделяются: визуальный, вербальный, аналитический, художественный, логический, творческий, экономический и другие виды интеллекта. Но наивысшее признание – за высокий научный и практический потенциал – заслужили 4 наиболее часто объединяемых вида: соединение тела, разума, сердца и духа, то есть совокупность признаков ментального, эмоционального, физического и духовного интеллекта.
Интересно, что каждый вид интеллекта может развиваться независимо от остальных, а развитие одного вида может влиять и на развитие остальных.
Понятие EQ
Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность человека осознавать эмоции, достигать и генерировать их. Способность к сопереживанию и открытому общению с окружающими. Ощущение своевременности и социальной уместности, умение управлять собой так, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту. А также смелость признавать свои слабости, выражать и уважать разные мнения.
Emotional Quotient или EQ (по аналогии c Intelligence Quotient, IQ) – это эмоциональный коэффициент, показатель уровня эмоционального интеллекта.
HR специалисты, знакомые с определением эмоционального интеллекта и методами его выявления у сотрудников, четко понимают, что именно уровень EQ (в отличие от привычного всем IQ) показывает, способен ли человек правильно истолковывать ситуацию и оказывать на неё влияние, улавливать, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, распознавать, понимать и принимать сильные и слабые стороны коллег. Кроме того, EQ так же является одним из показателей стрессоустойчивости.
Крупные специалисты в области EQ Дэниел Гоулман и Роберт Купер выявили в результате своих исследований, что в долгосрочной перспективе эмоциональный интеллект играет ключевую роль для наивысшей производительности любого труда в любой сфере. Именно эмоциональная компетентность дает ее обладателю преимущество для достижения успеха на наиболее высоких уровнях, на руководящих должностях и она в 2 раза важнее познавательных способностей.
А одновременное сочетание умения мыслить (IQ) и умения чувствовать (EQ) делает человека более уравновешенным, рассудительным и мудрым. Обладатели высокого эмоционального интеллекта, как правило, обладают и высоким ментальным интеллектом, и высоким уровнем развития личности в целом. Но заметьте, простая логика обратного суждения здесь не работает: обладатели высокого ментального интеллекта далеко не всегда обладают высоким эмоциональным интеллектом. Более того, у них может быть нулевой EQ!
Самая распространенная методика определения EQ – это тесты-вопросники, однако специалисты, которые ими пользуются, нередко разочаровываются в результатах и сомневаются в их релевантности. Да и сами создатели научных авторитетных тестов честно предупреждают: не стоит рассчитывать на 100% объективность такой оценки, поскольку в разные моменты времени люди по-разному осознают свои эмоции, и по разному описывают «реальность в ощущениях».
Но есть способ, который никогда не подводит – это графологическая экспертиза, или проще – исследование особенностей почерка.
Так и слышу восклицания скептиков: «Еще бы! Она же графолог, а значит, обязательно будет хвалить свои методы». А как же, ведь у меня есть убедительные доказательства ;), и сейчас вы узнаете некоторые секреты.
Компетенции EQ и признаки почерка
Вы наверняка знаете, что почерк человека транслирует на лист бумаги не только характер, но и особенности его мышления, образа действия, нервной системы, работоспособности, стрессоустойчивости, взаимоотношений в социуме и так далее. Изучив индивидуальный стиль письма, можно не только составить объективный портрет личности, но и спрогнозировать дальнейшее поведение человека.
Но если раньше графологический анализ применялся только в психодиагностике и криминалистике, то теперь метод исследования почерка широко практикуют при оценке и подборе персонала. В частности, 85% компаний Франции – на регулярной основе.
Если вы тоже захотите внедрить графологическое тестирование в своей компании, разобраться с определением EQ и других психологических компетенций на практических примерах, обращайтесь через контакты Центра или запишитесь на курс обучения графологии по этой ссылке >>
Итак, какие особенности почерка говорят о том, что перед нами человек с развитым EQ? Давайте разберемся.
Взгляните на образец почерка одного из участников графологического теста. У автора этой короткой записки – очень высокий EQ.
Откуда такой вывод?
Во-первых, человек с развитым EQ – это зрелая, целостная личность, способная как видеть картину глобально, так и быть внимательной к деталям. Поэтому форма букв так же будет выше средней: она самобытна, индивидуальна, узнаваема. Стиль письма не должен напоминать детские, либо стандартные буквы прописей. Здесь мы видим именно такую картину.
Во-вторых, это человек, ориентированный на социум, имеющий хорошую адаптивность. Как мы это определили? В доминанте средняя зона букв почерка – зона чувств, ориентированная на настоящее, на отношения.
Если посмотреть на буквы, то условно мы можем разделить их на 3 части: верхняя, средняя и нижняя (есть еще начальная и конечная). К верхней зоне относятся буквы, уходящие отростками вверх, например: «в», «б» и т.п. К нижней – все буквы, уходящие отростками и «ушками» вниз, например: «у», «р», «д» и т.п. Между верхней и нижней зонами, на линии «цензуры» (невидимой строки), расположена центральная, или средняя зона букв. У человека с высоким EQ она всегда развита, ее размер крупнее, нежели верхняя и нижняя. Хотя возможен и вариант, что 2 последние будут развиты не менее.
Об ориентированности к социуму говорит форма букв в гирлянде, которая показывает этический склад личности по К.Юнгу. Гирлянда – наиболее естественная, легко воспроизводимая каллиграфическая модель букв. При свободной гибкости, «пружинистости», ритмичности, а так же при правом наклоне письма такой почерк будет транслировать искренность, открытость, социальность и способность автора к эмпатии.
Важно, чтобы картина букв не была искусственной, выписанной, приукрашенной в доминанте с формой и в ущерб свободному движению письма – это показатель маски, перфекционизма и/или формального подхода.
Штрих должен быть «теплым»: ярким, насыщенным, наполненным, с хорошим нажимом как показатель адекватной регуляции внутренней энергии, витальности.
Читабельность (или разборчивость) – это тоже выражение социального аспекта. Человек, которому важно быть понятым и который готов прислушиваться и понимать других людей, будет сохранять читабельность в своем почерке, а в устной речи – сознательное и внятное изложение мыслей.
В-третьих, здесь мы видим контактность и коммуникабельность. Эти качества выражаются в почерке немелким размером (от 3,5 до 4 мм), буквами, развитыми в ширину (ширина буквы больше, либо равна высоте), а так же нормативными расстояниями между словами, равными 1,5-2 буквы средней зоны того же почерка. Если же расстояния больше, это значит, что человек очень долго присматривается и оценивает людей, если меньше – склонен вторгаться в чужое «личное пространство», больше обеспокоен собственными переживаниями и часто не способен выслушать другого.
Не менее важный признак – острый конечный штрих в буквах, продолжения окончаний букв, постепенно сходящие «на нет».
В-четвертых, человек, обладающий развитым EQ – это человек, у которого есть своя точка зрения, но при этом он уважает разные мнения, и обладает хорошей, гибкой адаптацией. Поэтому в почерке мы увидим продуктивное, спонтанное движение письма: хорошая скорость при отсутствии напряжения и сильного контроля.
В-пятых, он способен рационально распределять свое время и работу, обладает чувством уместности и умеет управлять собой так, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту. Поэтому организация письма (расположение текста на бумаге) должна быть естественной и продуктивной, с соблюдением абзацев, нормативных расстояний между словами и строками, то есть – адекватная наполненность листа текстом. Не должно быть дугообразных или веерообразных строк, лист не должен быть перегружен текстом, но избытка белого пространства тоже быть не должно.
В-шестых, важный элемент высокого EQ – это соответствующее действительности отношение к себе и адекватная самооценка, выраженные в идентичности почерка и подписи автора, в размере, движении, форме, штрихе и т.п.
Давайте подведем итоги.
Характерные признаки почерка человека с высоким EQ:
- Развитая, индивидуальная форма букв.
- Каллиграфическая модель – гирлянда.
- В доминанте – продуктивное спонтанное движение письма.
- Естественная продуктивная организация на листе.
- Развитая средняя зона букв.
- Правый наклон.
- Читабельность.
- Теплый штрих.
- Хороший нажим.
- Немелкий размер.
- Почерк развит в ширину.
- Нормальные расстояния между словами и строками.
- Острый конечный штрих в буквах.
- Графическая идентичность почерка и подписи.
Каждый ли может развить эмоциональный интеллект?
Есть распространенный миф, что эмоциональная компетентность – это развиваемый параметр личности, доступный каждому. На самом деле – это лишь маркетинговый ход тренинговых компаний.
Вместе с тем, развить EQ действительно можно, но при условии, что у человека имеются внутренние задатки. Изучив картину его почерка, мы можем понять, над чем именно нужно работать сотруднику, чтобы развить в себе этот навык.
Например, в этом почерке мы отмечаем: хороший нажим, форма букв по стандарту прописей, каллиграфия – угловатые гирлянды, развита средняя зона, читабельность, правый наклон. Но достаточно ли этого?
Средняя зона развита, но в доминанте форма в ущерб гибкому спонтанному, беглому движению письма. Для нужной нам формы букв не хватает гибкости и эластичности, большей индивидуальности в стиле. Почерк стандартен, механистичен, законтролирован.
Здесь нет лишних украшений и вычурности, но картина письма обезличена, формальна. Почерк слишком однородный, упорядоченный, без изменений и нюансов. Угловатые гирлянды утяжеленные, приземистые. Медленный, единообразный, монотонный, много контроля и напряжения. Движение вынужденное, стилизованное. Сам текст расположен так же формально и напоминает напечатанный на печатной машинке или компьютере документ. Конечный штрих в большей части слов отсутствует, либо не завершен.
Как видим, в этом образце недостает многих параметров, по которым мы могли бы сделать вывод о высоком EQ автора. Например, таких, как: гибкость, легкость, эмоциональная зрелость, спонтанность письма.
Безусловно, человек перед нами ответственный, рассудительный, исполнительный, дисциплинированный. Важное место занимают моральные ценности. Но к эмоциональной компетенции эти качества не имеют отношения. Однако есть задатки в зачаточном виде.
Занимаясь графологией в динамике (в развитии), я вижу здесь потенциал и при определенных усилиях развить EQ вполне возможно. Потребуется время и очень большая работа над собой, своими страхами и убеждениями. И это дело явно не одного тренинга.
А вот еще один пример:
Перед нами почерк, где человек «служит» форме. Да, он красивый, аккуратный, как «с иголочки». И вот как раз в этих признаках явно просматривается желание произвести впечатление, создать исключительный имидж, но речи о высоком эмоциональном интеллекте здесь так же не идет. Как и у автора предыдущего почерка имеются задатки, и при работе над собой, когда на первый план в картине письма выйдет движение, такой поворот вполне возможен.
К сожалению, задатки есть не у всех, и кому-то развить EQ будет очень сложно, а если уж начистоту – практически невозможно. EQ относится к одному из врожденных качеств личности, о которых свидетельствуют глубинные неизменные признаки почерка, например, нажим, штрих, движение.
А сейчас посмотрите на следующий фрагмент письма.
В этом почерке из всех известных нам для определения особенностей личностного склада остается лишь зрелая, индивидуальная форма букв, свидетельствующая о высочайшем уровне ментального интеллекта – IQ. Почерк узкий, «твердый», несгибаемый. Развита вертикаль, средняя зона не доминирует, наоборот, практически отсутствует.
Тотальный игнор читабельности – социальный аспект абсолютно не важен и уходит на задний план. Человек больше занят воплощением своих идей в жизнь, и они становятся для него уже идеями-фикс. Штрих жесткий, «царапающий» – безжалостный подход к выполнению своих планов и замыслов, полное отсутствие эмпатии и сочувствия к окружающим: их нужды и заботы нисколько не занимают автора.
Это почерк диктатора, твердого и уверенного в неоспоримости своих убеждений. Данный образец принадлежит человеку, ответственному за чудовищные преступления против мира и человечества, жестокому тирану, с чьим именем отождествляют абсолютное зло, – Адольфу Гитлеру.
***
Графологическое тестирование личности – мощный инструмент психодиагностики с точностью прогнозирования 95-98%. Основное его предназначение в HR-сфере – это минимизировать риски, связанные с человеческим фактором, сэкономить бюджет компании при оценке и подборе, а так же сократить текучесть персонала.
И если вы научитесь им пользоваться, ценные навыки пригодятся не только в работе, но и в жизни – ведь умение понимать, какие черты характера скрываются за различными почерками, позволяет гораздо лучше разбираться в людях и правильно строить с ними отношения.
У вас наверняка появилось множество вопросов. И это естественно. Всех, кому интересно узнать, как именно работает методика, чем она может быть полезна, и как она поможет улучшить ваши показатели, приглашаю на бесплатный курс «Графология. Основы анализа почерка», на котором вы научитесь применять полученную информацию на практике уже в процессе программы. Зарегистрироваться и пройти курс можно по этой ссылке>>
автор статьи Ирина Бухарева,
эксперт-графолог, руководитель Центра изучения почерка «Современная Графология».
Добавить комментарий