Психология НАРЦИССИЗМА в призме графологии

Психология НАРЦИССИЗМА в призме графологии

В обыденном представлении нарцисс – это самовлюбленный эгоист, манерный педант, который считает, что весь мир крутится только вокруг его персоны. Человек тщеславный, равнодушный к проблемам других. Это слово очень часто употребляется именно с негативной окраской. Но так ли это на самом деле с точки зрения психологии? Какова природа нарциссизма и как отражается в почерке? Давайте копнем глубже и разберемся. Сам термин «нарцисс», согласно «Краткому словарю мифологии и древностей» М.Корша возник из легенды о красивом юноше, который был не способен любить. В него влюбилась нимфа Эхо, но, не получив взаимности, окаменела с горя. Нарцисс же в наказание полюбил свое собственное изображение и погиб от неудовлетворенной любви, обратившись в цветок нарцисс.

Мелани Кляйн и ее ученики (Герберт Розенфельд и Ханна Сегал) рассматривали нарциссизм как особый тип объектных отношений — нарциссические. Герберт Розенфельд выделил деструктивный нарциссизм (являющийся следствием инстинкта смерти) и либидинозный нарциссизм.

Отто Кернберг подробно рассмотрел патологический нарциссизм. Он выделил 3 типа нарциссизма — нормальный инфантильный нарциссизм, нормальный зрелый нарциссизм и патологический нарциссизм. Патологический нарциссизм является отражением само-идеализации и грандиозного «Я». Такие люди склонны с презрением относиться к окружающим и постоянно демонстрировать собственное превосходство и достижения («Радио Я») при отсутствии эмпатии и интереса к окружающим.

Эндрю П. Моррисон утверждает, что взрослому человеку разумное количество здорового нарциссизма позволяет сбалансировать удовлетворение своих потребностей относительно окружающих.

Хайнц Кхоут предложил непатологическую концепцию нарциссизма. Создав теорию самости, он обнаружил, что часть нарциссического либидо остается у каждого нормального человека и имеет свои стадии развития параллельно стадиям развития объектного либидо: фрагментированная самость (примерно до полугода, т. е. до окончания симбиотической стадии); архаичная грандиозная целостная самость (примерно до пяти лет, т. е. по Фрейду — по завершении эдипова конфликта); зрелый взрослый нарциссизм (всю жизнь, являющийся основой творческой креативности у зрелой личности). В своих работах он описал нарциссические виды переноса, их компоненты. И, в отличие от Фрейда, разработал аналитическую технику работы с ними.

Говоря о симптомах, Х.Кхоут утверждал, что таким людям сложно сформулировать свою основную проблему, они не способны выделить основной источник своей боли, часто имеют симптом психического отсутствия – некая бесконфликтная депрессия, состояние эмоциональной полужизни – проблемы с самоощущением, сбой в системе «Я». Это можно сравнить с глазом, который сам себя разглядеть не может, так же и селф не может опознать боль внутри себя.


Причины формирования нарциссизма

Нарциссизм формируется в процессе воспитания человека в условиях изоляции от сверстников, поэтому акцентуация внимания происходит на собственное тело. Так же может быть обусловлен воспитанием доминирующей матерью и пассивным (либо отсутствующим) отцом. В результате чего происходит замещение безусловной любви внешними и материальными ценностями.

В детском и подростковом возрасте речь идет о естественной центрации внешнего мира вокруг своего «Я», когда индивид испытывает потребность быть в центре внимания, получать одобрительные оценки со стороны окружающих. В период взросления личности, как правило, эти признаки исчезают.

Если же этого не происходит, то поведение, свойственное детскому и подростковому возрастам сохраняется и во взрослом. Индивид продолжает верить в свое исключительное совершенство и превосходство над другими субъектами и пытается получить подтверждение этому любыми доступными средствами и по первому требованию, при этом игнорирует чувства окружающих, относясь к ним только в потребительских целях. Даже вначале терапии такой человек ожидает от специалиста хвалебного гимна и искренне не понимает, откуда у него берутся проблемы во взаимоотношениях.


Проявления в почерке

Исраэль Одем в течение 30 лет разрабатывал «Учение о 9-и потенциях» в почерке, которое было сформировано в результате эмпирических материалов. Эта система независима и хорошо коррелирует с практической психологией.

Одной из выделенных им потенций является – «Нарциссичный» или «Эгоцентричный», где преобладание опосредованности и торможения обусловлены удовлетворением потребностей своего ЭГО, эгоцентризмом с одной стороны и пассивностью, паразитизмом или завистью с другой. Социально демонстрирует завышенную самооценку (самомнение как компенсация). Зависим от мнения окружающих, всегда имеет претензии; алчность (на выгоды). Его ненадежность обнаруживается при переходе от слов к делу.

В этом почерке мы видим полное отражение эгоцентризма. Человек считает, что все вокруг должно крутиться именно вокруг его персоны, он привык «получать», а не «отдавать» что-либо взамен. «Раздутое ЭГО» ярко выражено в раздутой округлой средней зоне букв, вальяжном движении почерка. Автор уверен, что он лучший, но переоценивает себя и возвышает над другими, ищет комфорт, создает некий внешний имидж, защищая уязвимость внутреннего мира, обидчивость и болезненное восприятие чьей-либо критики. Особых амбиций и планов не имеет, придерживается знакомых путей и правил, живет в настоящем, в «здесь и сейчас» — отсутствие вертикального разброса, выраженность средней зоны почерка, сниженная скорость.

Характерные особенности почерка:

— форма букв округлая, раздутая, широкая (в доминанте);
— плоские гирлянды;
— развитая средняя зона (верх и низ малы);
— толстый «размазанный» штрих;
— вальяжное движение;
— скорость сниженная;
— читабельность;
— высокая степень постоянства;
— прямой наклон или легкий левый;
— размазанный нажим;
— широкие верхние поля.

В почерке потенция «Нарциссичный» может сочетаться с остальными потенциями в разных пропорциях, образовывая подтипы нарциссической потенции.


Незрело-возбудимый подтип

Человек, «подпитываемый» продуктивными мотивами, но продолжающий находиться в состоянии «переворотов», характерных для переходного возраста: испытывает конфликт «запретного плода», с одной стороны влекут внутренние порывы, желание протеста, с другой – самоукрощение. Помимо тяги к легкой жизни и удовольствиям, непоследователен в действиях, желаниях, переменчив в настроении и планах. Человек, не достаточно определившийся в жизни, испытывающий сложности с чередованием своих потребностей с реальностью.

Характерные особенности почерка:

— форма букв акцентированная, выписанная, неоднородная (в доминанте с движением);
— движение беспокойное, зудящее (в доминанте с формой);
— высокая степень непостоянства в почерке;
— рыхлый, толстый, мажущий штрих;
— сниженная читабельность;
— гирлянды;
— развитая средняя зона (верх и низ – непостоянны);
— неустойчивый, непостоянный наклон.


Реформаторный подтип

Человек, переносящий зону своего активного интереса на внешнюю оценку. Переключает внимание на то, что о нем подумают другие. «Рисует» у себя в голове некий «идеальный образ», старается ему соответствовать и ожидает оценок других людей, в соответствии с этим образом. Настоящий перфекционист, способный на «жертвы», благодаря которым считает, что имеет право судить и других. Нормативен, любит порядок, уважает законы, остро нуждается в поддержке социума.

Характерные особенности почерка:

— округлая, широкая форма букв (в доминанте);
— параллельность линий;
— высокая степень постоянства;
— сниженная скорость;
— читабельность;
— гирлянды;
— прямой, левый, либо правый искусственный наклон;
— развитая средняя зона (верх и низ малы);
— нажим от среднего до сильного;
— сильный контроль.


Вялый Безвольный подтип

Человек эгоцентричный, считающий, что он особенный, «голубых кровей», но в реальности — пассивный, безынициативный, равнодушный. Считает, что у него и так все устроится и делать что-либо для этого не нужно. Зависим от окружающих, но они нужны лишь для удовлетворения целей его Эго. Халатен, сложно положиться на его слово или обещание.

Характерные особенности почерка:

— вялое движение (в доминанте);
— форма букв раздутая, округлая, широкая;
— слабый или очень слабый нажим (временами может быть пропадающим);
— вялые гирлянды;
— неустойчивый прямой или правый падающий наклон;
— развитая средняя зона (верх и низ малы, либо непостоянны или с пропаданием нажима)
— читабельность;
— медленная (ложная) скорость.


Невротический подтип

Человек противоречивый: с одной стороны хочет производить некое внешнее впечатление на окружающих, с другой – к ним же настроен с негативом. Приспособление к миру дается сложно. Человек довольно критичный, не прощает себе ошибок, придирается как к себе, так и к миру. Тщательно все продумывает, каждый свой шаг, каждое слово – все через голову. Часто уходит в какой-то свой внутренний мир, не соответствующий реальности.

Характерные особенности почерка:

— форма букв раздутая, широкая;
— искажения, аркады;
— ущербность до нечитабельности;
— развитая средняя зона (верх и низ – малы);
— толстый штрих; — сильный контроль;
— медленная скорость до статики;
— высокая степень постоянства;
— прямой наклон;
— сильный нажим.


Интегративный подтип

Характеризуется усилением самооценки, любовью к себе, более активной жизненной позицией. С воодушевлением стремится к продуктивной деятельности. Человек эстетической направленности, транслирует оптимистичность, легкость в общении.

Характерные особенности почерка:

— форма букв широкая, округлая;
— широкие гирлянды;
— правый наклон;
— больше легкости;
— размеренное движение;
— средняя скорость;
— читабельность;
— постоянство.

Так же проявление нарциссических наклонностей может проявляться в качестве компенсаций в зоне «Сверх-Я» — осознанной зоне, зоне интеллекта, воспитания, ценностей; либо в зоне «ИД» («Оно») – бессознательной зоне, зоне принятия, реализации, потребностей либидо; либо в обеих этих зонах вместе.

В почерке данные компенсации будут проявляться в виде раздутых (или очень раздутых) верхней и/или нижней зонах букв. И в таких случаях мы можем уже говорить о поиске духовной компенсации, ярко выраженной потребности выделяться, сбегании от реальности в сферу своих фантазий или о трудностях адаптации, потребности в материальной компенсации, сильных инстинктах.

Литература:
— Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E0%F0%F6%E8%F1%F1%E8%E7%EC
— Инесса Гольдберг «Почерк и типы личности»
— Х.Кхоут «Теория нарциссизма»

 

Ирина Бухарева,
эксперт-графолог,
руководитель Центра изучения почерка «Современная графология»

grafo2.ru

Записаться на Консультацию

  Записаться на Обучение

 

 

Ирина Бухарева