Графический тест «Горизонт Моря». Взгляд в испанскую графологию

Графический тест «Горизонт Моря». Взгляд в испанскую графологию

Как мы знаем, в работе графологу помогает не только картина самого почерка, где наглядно видны различные аспекты и многогранность личности, но и рисуночные тесты, относящиеся к проективной методике, теоретической основой которой является психоанализ.

Говоря проще, когда скрытые внутри личности переживания проецируются на внешний объект. Давно известно, что в рисунках людей проявляются существенные особенности их личности. Благодаря этой методике можно узнать как человек взаимодействует с миром, что хочет, чего боится и т.п.

В последнее время графические тесты продолжают набирать популярность, в т.ч. и в России. Мы уже знаем такие, как: «Звезды и волны», тест Вартега, «Семья», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное» и др.

В современном графоанализе хорошо работает психоаналитическая модель Фрейда, которую впервые «перевел на язык почерка» известный ученый-графолог Макс Пульвер, открывший принцип пространственного символизма.

Сам он родом из Швейцарии. В своей работе предложил разделение почерка на 3 пространственные зоны и сформулировал «3 измерения» — вертикальное движение, горизонтальное движение и глубину. Показал значимость разделения на лево-право, верх-низ. Является автором графологических книг и некоторых статей. Кроме того, одним из первых начал применять принципы психоанализа в графологии. Так же, в своей работе обсуждает нажим, интеллект и неблагонадежность. Основатель Швейцарского графологического общества (1950 г.), был его президентом до самой смерти.


2. Методика теста «Горизонт моря»

Эта методика очень напоминает уже известную нам – «Звезды и волны», предложенную Урсулой Аве-Лаллемант, где в диагностической практике следует сначала для себя составить первое спонтанное впечатление от тестового рисунка, затем проанализировать графические особенности изображения с различных точек зрения и, наконец, после сопоставления полученных результатов, слить их в целостный образ человека.

Тест ГМ был создан и разработан Риккардо Каррерасом Батлье и широко применяется в работе испанских графологов. Базовая интерпретация теста по своей сущности также является психоанализом и может выражать бессознательное в индивидуальном стиле, образ мышления и действий, блокирование, конфликты, подавление чувств, ситуации беспокойства и тревоги, которые свойственны каждому человеку.

С точки зрения символизма графического пространства, этот тест очень важен для графолога, поскольку его интерпретации соответствуют интерпретациям рукописного текста.

Идея и создание теста «Горизонт моря», как и «ЗВ», была продумана благодаря символизму прямой линии Макса Пульвера, который говорит: «Если предложить нарисовать прямую линию внутри белого пространства, субъект в бессознательной форме выражает уровень, на котором, прежде всего, он считает свое местоположение относительно гиперболы жизни (тема картинки нужна для того, чтобы заинтересованная сторона запечатлела прямую линию без необходимости выражать ее только лишь прямо, и это обстоятельство остается воплощенным в «Горизонте моря»)».

Процедура прохождения теста очень проста и состоит из того, чтобы попросить тестируемого нарисовать картинку горизонта моря, не беспокоясь за свой художественный талант, акцентируя на том, что это всего лишь образец и что ни художественный навык, ни как изображен рисунок не будет оцениваться.


Выполнив картинку в одном экземпляре, приглашаем испытуемого описать то, что находится на рисунке,вначале указывая месяц года, в котором происходит действие, день ли это или ночь, спокойное ли море или возбужденное и что есть то, что делают люди или предметы, нарисованные на картинке, и в свободной форме то, что еще считает уместным описать.

По завершении рисунка и письменного объяснения уже «на месте» можно видеть в совокупности работ символизм пространства.

Для графолога этот образец представляет большой интерес. Уже то, что было подписано под картинкой тестируемого, — графическом описании, свободном от скрытых тенденций и без сильного контроля — коррелирует с самим рисунком, изображенным на бумаге. Это и есть картина основных тенденций, интересующая графолога.

Здесь следует обратить внимание на пространственное расположение, размещение основных элементов, таких как: горизонт, солнце, волны, другие предметы и т.п., так как само представление о море в полученных образах заметно отличается от того, которое действительно существует в морских глубинах и тех, о которых узнают только лишь с почтовых марок или из других информационных источников.


3. Предметная символика

Горизонт – представляет психологическую ситуацию, в которой находится субъект по отношению к гиперболе жизни. Для одних горизонт – это идеализированное или волшебное представление, для других – почва, она материальна. Или также может обозначать защитный образ матери. Изогнутый (дугообразный) горизонт – необходимость изображать и демонстрировать определенное превосходство. Очень низкий горизонт – тяжелая депрессия, слабохарактерное проявление воли. Высокий горизонт без солнца – высокие устремления. Идеализм. Нехватка или смерть отца.

Море – в психоанализе символизирует материнское чрево, образ матери, а также символизирует одиночество и депрессию. Может быть картиной собственного повышенно-эмоционального состояния или собственной жизни: спокойной, взволнованной, бурной — согласно своим привычным особенностям. Или обозначать конфликты в профессиональной сфере. Море судорожно поднимающееся – тяга к высоким целям. Неудовлетворенность. Одинокое море – идеализация тоски и одиночества.

Волны, выступающие углами – позиция, плохо адаптированная в социальном плане. Я-концепция очень взволнованная, агрессивная реакция против окружающих. Волнистыми симметричными линиями – пассивная позиция по отношению к остальным. Человек не любит, чтобы его прерывали в начатой работе. Завитые волны – колеблющаяся социальная адаптация. Волны, изображенные перпендикулярно – картина очень индивидуальная, чтобы увидеть ее причины. Плохое внешнее представление о серьезности, прячет или скрывает личную неуверенность. Большие угловатые волны – насильственная агрессия. Эмоциональная буря.

Солнце – образ отца; или желание активного потенциала, сила уверенности, амбиций и возможностей. Иногда может представлять самого субъекта, показывает нам напыщенность Я-концепции.

Отсутствие солнца, в большинстве случаев, связано с супружеским разрывом, недостатком (нехваткой) или смертью. Солнце в облаках – конфликты с отцом, тревога, опасения. Солнце, луна и облака – внутрипсихологические конфликты, анима и анимус. Очень большое солнце – чрезмерность воображения и размаха потребностей Я-концепции. Потребность в защите и восхищении.

Солнце в середине рисунка намного больше – показывает определенную форму некоей чистки от чувств (вытеснение). Солнце ниже горизонта – влияние или отражение проблем. Чувствует себя ввергнутым в отчаяние. Обычно эта форма сопровождается волнами в форме кинжала или ножей, т.к. это механизм самозащиты.

Отражение солнца или луны – направленное в правую сторону – действие, ожидаемое от отдачи; влево – действие косвенным образом; и, направленное вниз или перпендикулярно, — уравновешенность, выдержанность.

Облака – проблемы самореализации. Конфликт с реальностью. Жизненная тревога. Разнообразные облака – проблемы с близким окружением.


Время суток. Происходящее утром выражает надежду, молодость, полноту, оживление, активность или действие. Вечер – конец периода, достижение амбиций, конец иллюзии возможности получить желаемую цель в любви или профессии. Ночь может представлять собой прошлые переживания или подавленное состояние, одиночество, ностальгию, комплекс беспомощности или повышенно-эмоциональные конфликты субъекта. Рассвет – выражение желаний, амбиций, иллюзорные возможности достижения желаемой мечты.

Картинка, отцентрованная вверху – тенденция поиска возвышенных идей. Побег от реальности.

Завершенная картинка, сделанная в левой в нижней части листа – материнская зависимость, характерна для детей.

Все пространство использовано (море, небосвод и земля) – воображение, вносящее путаницу и сложности.

Спиральные (винтообразные) линии – эгоцентризм, нарциссизм, потребность в восхищении.

Пустынный пейзаж – одиночество, печаль, обособленность.

Птицы в целом – побег от реальности. Свобода фантазий.

Деревья – креативность, активность.


4. Примеры

 

 

Рисунок 1

Нехватка логического мышления, инфантильность.

Рисунок. Чтобы стать более взрослым (оформленным), не хватает логического мышления, даже солнце изображено с глазами, прибой с прямыми линиями и с углами.

Текст. Возвратные линии (регрессия), наклон неоднородный (перемены настроения и душевного состояния).

 

 

 


 

 

Рисунок 2

Эгоцентризм.

Рисунок. Очень загружен (большое изображение). На дереве видны большие спиральные линии, перекрещивающиеся друг с другом (выполненные эгоцентрически).

Текст. В конце строки нисходящие, слабо (поверхностно) продвигаются вперед, желание достигать, алчность.

 

 

 


 

 

Рисунок 3

Активный невроз

Рисунок. Птицы на картинке летят в обратную сторону (символ бегства), как возврат в инфантильное прошлое, необходимость защиты.

Текст. Нажим слабый по всему тексту, линии показывают направления букв, как действие противоречивое и оппозиционное.

 

 

 

 


Ирина Бухарева, эксперт-графолог.

По материалам выступления на Международной
графологической Конференции, 2011 г.

Ирина Бухарева