СИМВОЛИЗМ ПРОСТРАНСТВА: НИЖНИЙ ЛЕВЫЙ СЕКТОР (Концепция птоза/психоза)

СИМВОЛИЗМ ПРОСТРАНСТВА: НИЖНИЙ ЛЕВЫЙ СЕКТОР (Концепция птоза/психоза)

«…писать осознанно – это располагать текст бессознательно…

…т.к. пишешь, составляя собственный автопортрет»

Макс Пульвер

Для того, кто пишет, белый лист представляет символическое поле собственного жизненного пространства, как говорится, все то, что он имеет в своем распоряжении в жизни, в среде окружения, в том, что способствует развитию своего существования.

В этом пространстве графические движения располагаются и развиваются в трех зонах или сферах (верхняя, средняя и нижняя), проникая в третье измерение (нажим) и развиваясь по четырем основным направлениям. Каждая буква алфавита занимает центральную часть и, согласно структуре своего строения, помимо средней зоны, может иметь верхнюю, нижнюю или обе.

Письмо развивается на имеющейся или воображаемой линии. Эта линия, которая представляет собой границу между «верхом и низом — горизонт», где закладывается корпус буквы, создает границу с бессознательным (цензуру).

Графический символизм поля

Посредством данных концепций в 1931 году психолог, Д-р Макс Пульвер (1889 – 1952 гг.), в «Символике Почерка» составил принципы символизма графического пространства.

Для интерпретации разделил графическое поле горизонтальной линией, которая определила границы верхней и нижней зон (рубеж между верхом и низом), и вертикальную линию, которая разделила правую и левую зоны. В точке схождения обеих (где нет пространства и направления) расположено «Я» (начиная с этого перекрещивания, западное письмо развивается по направлению слева направо).

Эти векторные различия, которые равнозначно применимы как к странице со словами, так и к каждой букве или графическому выражению, определяют границы различий зон (центральной, верхней, нижней, левой, правой), которые отражают наклонности, тенденции или нужды пишущего согласно местоположению и направлению своих движений.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЗОНА: «Я». Настоящее. Непосредственные практические  реализации. Самоконтроль.

ВЕРХНЯЯ ЗОНА: Сознательное. Зона идеализации. Психическая и умственная активность (замещения). Заслуги. Восхваление. Интеллект. Мистицизм. Религия. Спиритизм. Амбиции.

НИЖНЯЯ ЗОНА: Бессознательное. Инстинкты. Биологическое.  Практическое. Сексуальность. Либидо. Физическое. Возбуждение. Органические потребности. Материальные потребности. Реальность.

ЛЕВАЯ ЗОНА: Интроверсия. Прошлое. Мама (влечение или предпочтение матери). Сдерживание чувств. Торможение. Страх. Пассивность. Эгоцентризм. Нарциссизм. Движение назад. Недоверие (подозрительность).

ПРАВАЯ ЗОНА: Экстраверсия. Экспансия. Будущее. Внешний мир. Отец (влечение к отцу). Действие. Социальность. Альтруизм. Смелость. Беспристрастие. Динамизм. Амбиции. Садизм.

Символически, в свою очередь, эти разные зоны ассоциативно находятся в следующих представлениях:

  • Верхняя зона: Сознательное. Супер-Эго. Мыслительная функция.
  • Нижняя зона: Бессознательное. Оно. Функция чувств.
  • Левая зона: Интроверсия. Функция ощущения.
  • Правая зона: Экстраверсия. Интуитивная функция.
  • Центральная зона: Я – Начало реальности.

Секторы / нижний левый сектор

Крест, который образуют разные векторы, определяет границы графического пространства четырех секторов: два верхних сектора (левый – правый) и два нижних сектора (левый – правый).

Нижний левый сектор — зона возврата от контакта с реальностью. Это сектор, где находятся фиксации к прошлому, которые могут вмешиваться в настоящее функционирование субъекта и устанавливать те особенности, которые обладают подчеркнутой невротической или психической предрасположенностью.

Следовательно, то, что внутри этого сектора, заключаются в двух позициях: птоз и обсессия (навязчивая идея, одержимость).

Термин птоз, установленный к подобному графическому местоположению, проецирует мысль о снижении/падении. Без сомнения, чтобы понять почему птоз ассоциируется с концепцией психоза, необходимо понять принцип цикличности жизни и смерти.

Когда мы говорим о цикличности или о ее энергии, мы касаемся эндогенных и экзогенных стимулов, сигналов, возбуждений, желаний, переживаний и эмоций, связей и импульсов, вызывающих инстинкт.

В психоанализе Фрейда мы знакомы с инстинктом как пограничным понятием между психическим и соматическим, которое находится в энергетическом потенциале субъекта и может сильно препятствовать ему или разрушать его – то же самое касается нашего инстинкта смерти. Итак, птозом называют понятие снижения/падения. И понижение/ падение/ деградация/ ограничение — лишь части оси, которая ограничена понятием «отклонение».

Необходимость иметь настоящее, о котором в психологии/психоанализе говорится как об «отказе от отца» и которое поддерживает отношения с некоей персоной без какого-либо действия (отказ от функции отца) – позиция, понимаемая точно так же как ее выражает Э.Мотта, «…как формальная схема, которая упорядочивает серию речевых возможностей между значимыми факторами в своем бессознательном, чтобы дать возможность установиться фаллическому порядку, но отдельно от регуляции удовольствия».

Если удовольствие не регулируется кастрацией, то связь с другими и с реальностью не может поддерживать своего существования и в итоге субъект ничего не имеет для того, чтобы защищаться в реальности. Поэтому говорится, что падение образа отца — это причина психоза. Таким образом, часть той зоны, которая является признаком птоза (падение/ опущение/ понижение) обозначается как зона психоза.

Это местоположение соответствует зоне бессознательных пассивных биологических тенденций, которые находятся ниже области Ощущений и Чувств. Так как эта левая нижняя зона находится между нижним вектором, который отвечает за Чувство, и левым, который отвечает за Ощущение, то весь этот нижний левый сектор отвечает за так называемое Чувство восприимчивости.

Психоз – это заболевание, которое характеризуется нарушением психических функций; и среди психозов, которые мы обнаруживаем, шизофрения, в которой главная противоестественность – нарушение функций сенсорного восприятия и мышления.

Вопрос заключается в том, почему именно в этом секторе, занятом зоной птоза/психоза, расположенной достаточно близко к нижнему вектору и по направлению влево вверх, находится обсессия?

Объяснение простое.

В нормальных состояниях субъект, посредством использования сенсорного восприятия (восприятие состоит из толкования ощущения), понимает и принимает информацию из мира, который его окружает. Адекватно перерабатывает информацию, которую получает, принимая и отрицая некоторые ее аспекты, согласно своим опытам, мотивациям и потребностям.

В неврозе, не смотря на то, что в первой инстанции принятие реальности — «первоначальное цикличное движение» — сдерживаемо, во второй — возникает провал в подавлении чувств и возврат к его сдерживанию. Но, как выражается Фрейд: «Невроз не опровергает реальность, он ограничивает желание знать что-либо о ней».

Без сомнения, в психозе «Я» оторвано от Начала реальности. Это опровержение и замещение посредством создания новой реальности, которая положена на службу «Оно».

В отличие от невроза, психоз не рассматривает разницу между реальностью и субъективными опытами, а реальность замещается бредом или галлюцинациями.

В психозе эта утрата реального рассудка и границ Эго представляется различными симптомами, которые связывают когнитивные и эмоциональные дисфункции, включая, отличные между собой восприятие и мышление. Поэтому психоз находится внутри секторов в зоне бессознательного в доминирующих биологических пассивных тенденциях по отношению к чувству и ощущению. В этой регрессивной зоне реальности, где связь с другими и реальностью не может сохраняться. В форме наиболее удаленной от линии Начала реальности и более близкой к зоне чувств/бессознательного, приближенное к возможности «Оно», которое не доминирует над реальностью и замещением.

Литература:

  • Августо Веллс – «Структурная графология и динамика», редакция Эйдера – 1997 г., 2-е издание.
  • Августо Веллс – «Графология от «А» до «Z», редакция Эйдера – 2000 г.
  • Августо Веллс – «Почерк и личность», редакция Эйдера
  • Макс Пульвер – «Символика почерка», редакция Викториано Суареса, Мадрид, 1953 г.
  • Эдгардо Мотта – «Об отце», Статья, Аргентинское общество психопатологии.
  • Зигмунд Фрейд «Завершенные труды — книга 14 – работы по метапсихологии», редакция Аморрорту. Буэнос-Айрес.
  • Зигмунд Фрейд – «Завершенные труды – Утрата реальности в неврозе и психозе», Аморрорту, Буэнос-Айрес.
  • Мария дель Кармен Дойарзабаль – «Разрушительные проявления цикличности смерти в почерке”, Семинары по графопатологии.
  • Мария дель Кармен Дойарзабаль – «Навязчивый невроз», Семинары по графопатологии.
  • Мария дель Кармен Дойарзабаль – «Графическая идентификация серьезных  расстройств мышления», Семинары по графопатологии.
  • Мария дель Кармен Дойарзабаль – «Дисфункция развития сексуального инстинкта, межличностных отношений, психического функционирования и характерного Эго-почерка на различных стадиях», Семинары по графопатологии.

Мария дель Кармен Дойарзабаль, графопатолог, Аргентина

Перевод с испанского: Ирина Бухарева, эксперт-графолог

Источник

Записаться на Консультацию

  Записаться на Обучение

Ирина Бухарева