Быстрый и легкий способ определить конфликтного сотрудника

Быстрый и легкий способ определить конфликтного сотрудника

Быстрый и легкий способ определить конфликтного сотрудника

Вы когда-нибудь встречали в резюме соискателя на рабочие места следующие характеристики: «склонен к воровству», «конфликтен», «агрессивен», «отличается неадекватным поведением» и т.п.?

Было бы, как минимум, странно, чтобы потенциальный работник написал о себе хотя бы часть правды? Наоборот, многие кандидаты как под копирку пишут набор практически одинаковых определений: «коммуникабельный», «ответственный», «исполнительный» и т.п., пытаясь создать портрет практически идеального сотрудника — «отличного парня» или «девушки – комсомолки».

При кадровом отборе специалисты hr используют различные тестирования. Но бывает и так, что кандидат с легкостью обходит все «подводные камни», а как только заканчивается испытательный срок, то тут начинается целый «водевиль» и проблемы в коллективе – это лишь малая часть «айсберга», в скрытой зоне которого находится и полное попустительство, и саботаж, и много еще чего. И никто не застрахован принять подобного человека на работу.

Конечно, конфликтные ситуации неизбежны. Но одно дело, когда они случаются время от времени, другое – если они происходят постоянно и их намеренно провоцирует один и тот же человек. А ведь именно такой человек может очень негативно повлиять на слаженную работу коллектива компании, доставив немало неприятностей впоследствии.

Как же избежать подобных ловушек и вовремя выявить конфликтное, или неадекватное поведение будущего сотрудника? Как не ошибиться?

Анализ почерка, на сегодняшний день является одним из самых информативных методов психодиагностики личности, в т.ч. и при подборе персонала. Его преимуществами уже давно пользуются многие компании в странах Евросоюза, Израиле, а также в США и Канаде.

Конфликтность сотрудника может проявляться как в явной, открытой форме, когда человек попросту не умеет ее сдерживать и ярко выплескивает на окружающих, так и в скрытой форме, накапливающейся внутри и приводящей уже к саморазрушению. Чтобы понять, о чем именно идет речь, а также мотивы проявления, давайте обратимся к почеркам и разберем более подробно каждую ситуацию.

1. ОТКРЫТАЯ ФОРМА АГРЕССИИ И КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ, АНТИСОЦИАЛЬНОСТЬ

Внутренние импульсы и желание обладать исключительной властью толкают человека к завоеванию агрессивно доминирующей позиции во всех сферах, с которыми ему приходится каким-либо образом соприкасаться. Игнорирует социальные нормы и стандарты поведения, стремится противодействовать им, вследствие чего ему не свойственно считаться с чувствами окружающих. Одиночка по жизни, недоверчивый и подозрительный. Ждет постоянного подвоха извне и по этой причине считает, что лучший способ защиты – это нападение первым.

Он не будет молчать и выплеснет на «противника» — а именно так он воспринимает окружающих – весь свой гнев, язвительность и негатив. Более того, такой человек склонен с легкостью переворачивать только что произошедшее на ваших же глазах событие в свою сторону и с полной уверенностью настаивать на том, что только его вариант и есть — истина, давя «противника» прямо на глазах окружающих. И, если он будет убедителен, поверят именно его аргументам и примут его сторону.

В почерке наиболее ярко прослеживается экспансия – захват пространства листа, теснота между строками, между словами, игнорирование вообще какой-либо организации, гармоничного расположения текста и абзацев. Человек заполоняет собой все имеющееся пространство, его «много», это его «территория», которую он четко обозначает, отвоевывает и будет защищать от «посягательств» до последнего.

Помимо сильной перегруженности текстом, в почерке присутствует импульсивное движение, властное, доминантное, напористое. Выбросы направлены вправо вперед, с сильным нажимом. Объект изучения активный, нетерпеливый и не станет молчать, если дело коснется его интересов. Обладая высоким интеллектом и быстрым восприятием, активно использует его в свою пользу, в т.ч. и для провокаций, которые использует только себе на руку – высокая скорость, нестандартность в форме букв, имеющей существенные отличия от среднестатистических прописей, нитеобразные связки. Буквы уже настолько упрощены, что теряют форму до ущербности, что ведет как раз-таки (в совокупности с другими признаками почерка) к конфликтности, агрессии и тотальном игнорировании окружающих и их интересов.

Это подтверждает и практически отсутствующая читабельность почерка, которая свидетельствует об игнорировании социального аспекта в целом и нежелание данного человека следовать общепринятым нормам и правилам.

Подведем первые итоги.

Характерные признаки почерка:

  1. Экспансия – захват пространства листа,
  2. Загруженное расположение текста – слишком мало белого, незаписанного пространства на листе,
  3. Тесные расстояния между словами и строками,
  4. Игнорирование или частичное игнорирование абзацев,
  5. Задевание нижними отростками букв соседних строк или вторжение в их зону,
  6. Импульсивное движение письма: слишком бурное, уверенное, доминантное, прогрессирующие линии/выбросы, направленные вперед,
  7. Сильный или очень сильный нажим,
  8. Сниженная или практически полностью отсутствующая читабельность,
  9. Общая неоднородность признаков почерка.

Еще один интересный образец выраженной открытой формы конфликтного поведения, с проявлением физической силы

Перед нами еще один яркий адепт агрессивного поведения и конфликтности. При проявлении такой формы поведения, мы можем говорить не только о явной активной агрессивной позиции данного человека по отношению к окружающим людям, но и проявлении ее крайней степени – физической силы.

Человек нетерпеливый, «взрывоопасный». Достаточно нескольких слов, чтобы он закипел и начал защищать свое эмоционально уязвимое «эго». Грубость, наглость, вульгарность поведения, чувство собственного величия занимают главенствующую роль, являясь, по сути, компенсаторным защитным механизмом личности.

Интеграция в обществе происходит единственным знакомым для него путем – вымещением агрессии на окружающих, провоцированием конфликтов, в некоторых случаях, выражающихся в рукоприкладстве. Причина – желание доминировать и самоутверждаться за счет подавления других. Он просто не знает и не умеет завоевывать авторитет и выражать себя по-другому. Такой сценарий отношений закладывается еще в раннем детстве и несет отпечаток поведения родителей.

Первое, что выделяется — не просто крупный, а аномально крупный размер почерка, как проявление компенсаторной самооценки, доходящей даже до мании величия — тип самосознания и поведения личности, выражающийся в крайней степени переоценки собственной важности, власти, гениальности и т.п. — вплоть до всемогущества.

Второй наиболее заметный признак – загруженное расположение текста на листе. Письмо идет единым сплошным массивом, лист слишком записан, перегружен текстом. И для такого человека главенствующим становится его собственное мнение – пусть даже и неверное, и субъективное. Он не умеет слушать и слышать окружающих людей, их проблемы и нужды попросту не важны.

В этом почерке не только нет «воздуха», свободного пространства между строками и словами, но и нижние отростки букв вторгаются в верхнюю следующей строки, проходя насквозь еще и среднюю зону уже следующей строки. Это наглядно видно в словах «запущенных» — нижние части букв «з» и «у» прорываются в ниже расположенную строку, вторгаясь в слово «данной». В слове «указ» — «з» и «у» пронзают слово нижней строки «господство». То же происходит и в других словах, например, «безраздельно», «защиты» и т.п.

Следующее – это очень сильный нажим, напор в почерке. Яркий, насыщенный цвет в штрихе как проекция сильной внутренней энергии и мотивации воплощения, но направленной не в то русло. В сочетании с импульсивным, необузданным движением почерка, оголтелой графомоторной скоростью без какого-либо контроля, выбросами во вне говорит об упрямстве, властности и доминантности, подавлении других людей своей «присутственностью».

И самое главное – это обилие резких, тупых окончаний штрихов, особенно в задевающих следующую строку нижних окончаниях букв. Здесь линия штриха не только не утончается к концу, а наоборот, резко рвется и так же подтверждает наличие таких качеств, как неприятие, агрессия у автора данного почерка.

Характерные признаки почерка:

  1. Экспансия – захват пространства листа,
  2. Загруженное расположение текста – слишком мало белого, незаписанного пространства на листе,
  3. Тесные расстояния между словами и строками,
  4. Игнорирование или частичное игнорирование абзацев,
  5. Задевание нижними отростками букв соседних строк или вторжение в их зону,
  6. Крупный или очень крупный размер букв,
  7. Импульсивное движение письма: слишком бурное, уверенное, доминантное, прогрессирующие линии/выбросы, направленные вперед,
  8. Сильный или очень сильный нажим, в т.ч. на уходящих вниз штрихах,
  9. Обилие резких, обрубленных штрихов, особенно в буквах, имеющих уходящие вниз отростки – «р», «ф» и т.п.
  10. Сниженная читабельность или ее игнор.

2. СКРЫТАЯ ФОРМА КОНФЛИКТНОСТИ, ВНУТРЕННЕЕ НАПРЯЖЕНИЕ, АУТОАГРЕССИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Часто кажется, что агрессивное и конфликтное поведение имеет лишь ярко выраженный, даже публичный характер, но это не совсем так. Оно может иметь и скрытые формы проявления, не совсем заметные окружающим при начальном восприятии человека.

Речь идет о виде агрессивного поведения, при котором враждебные действия направлены респондентом на самого себя. Он находится в постоянном напряжении, состоянии хронической тревожности и стрессе. Человек жесткий, подходящий ко всему с критичной позиции, упрямый, не умеющий расслабляться. «Его много», рядом с таким «вздохнуть» сложно.

Эмоциональные потребности окружающих воспринимает как капризы, в ответ на которые может быть груб и довольно резок. Словесными выпадами реагирует на любую критику, направленную в его сторону, либо сторону его поступков, действий и т.п. Копит внутри себя нерастраченную энергию, зажимает и в резкой, негативной, категоричной форме выплескивает на окружающих, что, по сути, является защитой от «нападения».

Есть почерки, в которых количество угловатых форм находится в пределе нормы и в сочетании с естественной беглостью, гибкостью, продуктивной скоростью, они будут давать нам ассертивность – умение ладить с окружающими при наличии собственной позиции. Имеются почерки, где углов практически нет, которые могут говорить, как и о чрезмерной податливости данного человека, так и об «утекании между пальцев» и даже халатности.

Здесь же другая сторона медали – углов и прямых чересчур много, что в сочетании с медленной психомоторной скоростью почерка, говорит о сильном уровне критичности, жесткости, упрямстве, категоричном отношении ко всему и ко всем – когда человеку не достает естественности, легкости, гибкости.

Сохраняется перегруженность текстом, очень мало белого, чистого пространства, много углов и палок при сильном контроле и при сильном нажиме, статичном, застывшем движении почерка. Неразвитая форма букв – достаточно примитивная и банальная, — будто писал школьник младших классов, который только обучается процессу письма.

Субъективизм восприятия окружающего мира, окружающей действительности и трактовки только под своим углом зрения. Агрессия имеет скрытную форму, человек пытается ее не показывать, спрятать, но время от времени она находит выход. И любая реакция на стрессовую ситуацию – это агрессивное поведение, как метод защиты.

Характерные признаки почерка:

  1. Обилие резких углов и прямых в форме букв,
  2. Сбои на линии штриха, дрожания,
  3. Медленная графомоторная скорость,
  4. Статичное движение почерка или нервное, искаженное движение,
  5. Сильный нажим,
  6. Сильная законтролированность почерка,
  7. Тупые, обрывающиеся окончания штриха,
  8. Другие признаки психологического неблагополучия.

Еще один образец:

В данном случае мы имеем дело со скрытой, подавляемой время от времени, агрессией. Этот человек испытывает стресс и глубочайший дискомфорт, находясь в привычном для других людей обществе. Свою агрессию он копит, зажимает внутри себя, пытается контролировать. Но время от времени она все равно прорывается и выплескивается потоками язвительности и пренебрежения на окружающих людей.

Все это происходит по причине внутреннего психологического дискомфорта и неблагополучия. Когда внутри человеку плохо, когда нет гармонии и слаженности, то, естественно, это находит выход во вне и в других областях, лишь осложняя жизнь как его самого, так и окружающих его людей в целом.

Первое, что бросается в глаза в почерке – это, безусловно, наличие огромного количества острых, резких, угловатых букв. Почерк напоминает колючего ежа, либо забор, состоящий из острых прутьев и кольев. При медленной скорости, обилии углов видны достаточно тесные расстояния между словами. Попытки писать слитно оборачиваются неумелым приписыванием букв одна к другой, создавая лишнюю загруженность и наполненность текстом. Видны так же и графомоторные трудности при самом письме.

Такой человек игнорирует других людей, ему не хватает гибкости, в выражениях бывает язвителен и циничен, достаточно агрессивен, не задумывается о том, что может обидеть другого. Все это происходит по причине наличия трудностей в адаптации, неумении приспосабливаться в обществе, отсутствии гибкой позиции. Так же об этом говорит и практически полное отсутствие читабельности – как игнорирование социального аспекта в целом, незнании и непонимании о том, как правильно и гармонично строить отношения с другими людьми.

Помимо этих проблем у автора почерка бедственное психологическое состояние, наличие психоневрологических патологий. Если посмотреть на слова текста, то видно, что они как бы разваливаются, состоят из отдельных частей. К примеру, буква «б» в слове «люблю» — 2 отрешенных друг от друга элемента: кружок и верхняя линия, лишь по смыслу напоминающие части букв. То же происходит и в словах: «благодарность», «обращают», «технологий», «дополнительные» и т.п.

Очень заметны сильные графомоторные затруднения при письме. Некоторые буквы, будто невзначай появляются — человек написав часть слова, вдруг вспомнил, что забыл еще одну его часть и приписал позже. Такое можно увидеть в слове «компанию» в букве «ю», слове «качественное», «обращают». При увеличении этого почерка есть сбои на микроуровне – дрожание штриха, сбои в регуляции нажима, будто человека кто-то постоянно толкал во время письма. Имеются и тупоконечные завершающие штрихи.

Характерные признаки почерка:

  1. Сильная переполненность листа текстом,
  2. Тесные расстояния между словами и/или строками,
  3. Обилие углов или прямых в форме букв,
  4. Медленная, надломленная графомоторная скорость, статика,
  5. Сильная законтролированность признаков,
  6. Сильный нажим с перепадами и колебаниями,
  7. Тупые, обрывающиеся, конечные линии штриха,
  8. Дрожания штриха на микроуровне (заметные при сильном увеличении почерка),
  9. Распадающиеся на части буквы,
  10. Слова, состоящие из отдельных частей.
  11. Другие признаки психологического неблагополучия.

Как видим, несмотря на разные причины и проявления конфликтности, многие признаки схожи и имеют тенденцию повторяться из почерка в почерк. Но именно эти характерные особенности дадут вам ключ к определению конфликтности и агрессии возможных будущих сотрудников. И покажут секретные обходные пути, которые максимально отгородят вас от ошибок принять на работу таких людей, которые внесли бы разлад в ваш сложившийся дружный коллектив.

Ирина Бухарева, эксперт-графолог

Записаться на Консультацию

  Записаться на Обучение

Ирина Бухарева

Пока лишь 1 комментарий

Ольга Опубликовано7:47 пп - Май 8, 2018

Здравствуйте! С интересом прочитала ваш разбор почерка. Частный вопрос: какие признаки почерка говорят о бедственном психологическом состоянии и потребности в психотерапии? Дрожание штриха, разный размер букв, распадающиеся буквы, отсутствие связок, ниспадающие строки?.. Насколько должны быть выражены эти признаки? Заранее спасибо за ответ